Thursday, 28.03.2024, 11:09
Добре дошъл Гост | RSS
[ New messages · Members · Forum rules · Search · RSS ]
  • Page 1 of 1
  • 1
Forum moderator: Boyanova  
Форум за счетоводство - Веста Консулт » Чуждоезични форуми » Русскоязычный форум » Нарисуйте мне фирму
Нарисуйте мне фирму
Petia_75Date: Wednesday, 21.12.2011, 15:14 | Message # 1
Младши стържант
Group: Потребители
Messages: 13
Awards: 0
Reputation: 0
Status: Offline
Как узнать, кто из компаньонов что себе представляет?

Два менеджера навеселе возвращаются с вечеринки. Тот, что за рулем, не справляется и врезается в КАМАЗ. Из грузовика вылезает разъяренный водила с монтировкой и начинает лупить по машине. Потом избивает менеджеров и уходит. Один из пострадавших, вытирая разбитый нос, гордо распрямляет плечи: "Знаешь, почему мы остались живы? Потому что мы вместе, мы – команда!"

Каждый из менеджеров играет в команде.
Вопрос в какой.

Период роста фирмы – самая большая проверка на ее прочность. В это время особенно важны отношения в команде учредителей. Как раз тогда они и начинают портиться.

Проблема в том, что в фирме, вырастающей из малой в среднюю, не всегда решены главные вопросы – кто за что конкретно отвечает. Когда бизнес создавался, все работали как семья. Теперь на смену дружескому энтузиазму приходят деловые отношения. Впервые возникает вопрос: "если что-то не так – кого обвинять и как наказывать?" А раз вопросы полномочий не оговорены, каждый из соучредителей мысленно "рисует" свою картину фирмы. Где себе чаще всего отводит роль "звезды", а другим – просто окружения.

Нестыковки в этих "картинках мира" начинают портить атмосферу. Ситуация постепенно накаляется. К взрыву может привести любая, на первый взгляд, мелочь.

Допустим, в разгар делового сезона один из хозяев вдруг собирается в отпуск на месяц. При этом внутренне он считает, что заслужил такую передышку, так как подъем фирмы процентов на 80 – его личная заслуга. Каждый из остальных топ-менеджеров думает примерно также, но в отношение себя. "Мало того, что вся работа на мне, он еще и отпуска себе в такое время устраивает?"

Обиды, трещины, не проговоренные проблемы вылезают наружу. Так и до "развода" с разделом имущества недалеко.

Понять и решить эту ситуацию помогает простой тест. Всем "ключевым фигурам" раздается по листу бумаги и карандашу. Задание общее для всех: "Нарисуйте фактическую схему предприятия." Чтобы никто не успел понять, в чем закавыка, дается жесткое ограничение времени. Например, одна минута. По ее истечении учредители фирмы располагают ценнейшей информацией о том, что на самом деле в ней происходит. Обычно оказывается, что почти все члены, казалось бы, одной команды, понимают схему фирмы по-разному. Остается только на досуге разобраться с этими разногласиями. Вот пример. Небольшая торговая фирма. Учредители – Иванов, Петров и главбух Сидоров. Схемы получились следующими.

Прилагаются три схемы

Рисовал Иванов
Рисовал Петров
Рисовал Сидоров
Сравнительный анализ схем можно назвать "найдите десять отличий".

A. Иванов считает себя наиболее важным и значительным в фирме. Себя он поместил в самый большой квадратик, расположенный выше всех. Иванов полагает, что курирует полностью отделы закупок и реализации, контролирует Сидорова. За Петровым оставляет рекламу.

B. Петров мнит себя фигурой, по статусу и значимости равной Иванову. Курирует полностью Сидорова и совместно с Ивановым – отделы закупок, реализации и рекламы.

C. Сидоров – наиболее ясная фигура. Он считает деньги. Но нарисовал себя ближе к Петрову. Выводы сделать несложно.

Имеет место конфликт у Иванова и Петрова. Не в открытой форме, но различия в схемах на него ясно указывают.
+ их квадраты ни на одном рисунке не соединены;
+ cуществуют разногласия по статусу в фирме. Один считает, что он важнее, другой – что статус равный;
+ Иванов выше, чем Петров, оценивает свою власть над Сидоровым, отделами закупок и реализации;
+ Петров не считает нужным доверять Иванову контроль над бухгалтерией.
Моменты, не вызывающие разногласий:
+ Петров занимается отделом рекламы.
+ Иванов и Петров все же оба контролируют отделы закупок и реализации.
Сидоров во всех схемах расположен ближе к Петрову. Это очень важно. Можно прогнозировать, на чьей стороне в случае открытого конфликта будет главбух.
Фактически три соучредителя получили возможность увидеть на схеме свои скрытые разногласия. Тайное стало явным.

Остается последнее и, возможно, самое непростое дело. Честно обсудить все скользкие вопросы. Решить "кто в доме хозяин" и подробно расписать-таки, кто за что отвечает, у кого какие полномочия и какие вопросы впредь решаются только коллегиально.

Для решения этих проблем подходят разные средства. Разговор по душам за рюмкой-другой – очень хорошо. Совместное посещение психоаналитических групп – замечательно. Если в фирме присутствует постоянный или временный психолог – это облегчает задачу. Он поделится с боссами навыками рефлексии – сообщения другим о своих чувствах и ощущениях.

Главная задача в этом случае – чтобы Иванов и Петров между собой обо всем договорились. Для этого можно улучшить эмоциональный фон их отношений. Пусть попробуют вместе отдыхать, семьями общаться.

Кстати, эмоциональные отношения во время роста фирмы меняются не только у совладельцев. С ростом численности персонала меняется и "среднестатистическая" личность наемного сотрудника. Дружеские отношения уступают деловым.

Многие сотрудники, стоявшие "у колыбели" фирмы, жалуются, что руководитель теперь недоступен: шикарный кабинет, дорогая машина. Вот раньше бывало... Другие видят, как хозяева фирмы повышают свое благосостояние, задают себе вопрос: "А я? Меня за эти несколько лет, что я отдала фирме, чем отблагодарили? Повысили зарплату на 120 долларов? Не очень-то меня здесь оценили!" Не каждому ведь объяснишь про груз ответственности и про то, что больше получает тот, кто больше рискует.

Многие из таких давних сотрудников не в силах пережить рост фирмы. Они уходят, снова подыскивая себе маленькие "уютные" компании. Наверное, не стоит их удерживать.

Вообще говоря, психологические проблемы в фирме обычно появляются задолго до начала бурного роста. Чаще всего в самом начале работы, когда весь коллектив работает как одна небольшая семья. Есть такой опасный момент - получение первых денег. Заранее договариваться об их дележе и использовании в нашем бизнесе почему-то не принято: "Сначала заработаем, потом начнем делить".

Эта установка чревата будущими конфликтами. Когда деньги начинают "капать", кто-то из партнеров считает необходимым полностью вложить их в развитие дела. Другие призывают сразу делить и тратить: "Живем-то сейчас!". Когда дело так поворачивается, трещины дают не только дружеские, но и родственные связи. Случается, что фирма распадается, толком и не начав работать.

Избежать такого конца поможет следование двум элементарным советам:

Вопросы использования полученных средств должны быть оговорены в самом начале. Договоренности зафиксированы в учредительном договоре и бизнес-плане.
Даже самой маленькой фирме нужны регулярные совещания. Выслушиваются и обсуждаются все мнения. Тем более, что на этом этапе их не много.
Следование этим советам поможет дожить до первой реорганизации. А там – см. начало текста.



Павел Буков
Независимый консультант по управлению изменениями,
оценке и тренингу персонала

Журнал "Компания" Деловой еженедельник
14 Апреля 1998
 
Форум за счетоводство - Веста Консулт » Чуждоезични форуми » Русскоязычный форум » Нарисуйте мне фирму
  • Page 1 of 1
  • 1
Search:


Vesta Consult © 2024